Сегодня обозначена острая социальная проблема: работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной программе работы военно- патриотического клуба «Память» необходимо найти новое решение проблемы работы с детьми вышеуказанной категории, организовать образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся: формирование в них достойного гражданина своей страны через вовлечение в военно-патриотическую деятельность и взаимодействие с детьми, не имеющих отклонения в здоровье, имеющими активную жизненную позицию, юными патриотами, занимающихся в клубе не первый год, т.е. через инклюзивное образование и технологию наставничества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
Актуальность: Необходимость предлагаемой образовательной программы обуславливается тем, что детей имеющие ограниченные возможности здоровья не имеют полноценной возможности социализироваться. Эти дети как правило плохо ориентированы во многих вопросах. Зачастую они недостаточно осведомлены, в вопросах касающихся своей семьи, собственной личности, не говоря уже о подвигах героев нашей могучей и богатой историей России. Дети не могут рассказать о составе семьи, месте работе родителей и характере их деятельности – это объясняется дефицитом общения детей с ограниченными возможностями со взрослыми и сверстниками.
Данная программа имеет практическую ценность: на занятия приглашаются специалисты разных сфер деятельности, такие как: специалисты МЧС, МВД, военкомата, пограничники и т.д. Реализация задач деятельности происходит не только через организацию учебного процесса, но и через организацию и проведение различных социальных акций, мероприятий, митингов, уроков мужества с участием ветеранов различных войн, поисково-краеведческую и добровольческую деятельности. На мой взгляд, именно эти формы и методы работы будут наиболее эффективными с детьми с ОВЗ.
При организации вне учебной работы: праздников, конференций, фестивалей, акций и т.д. – используются массовые формы работы. Кроме того, занятия проводятся в форме лекций, семинаров, экскурсий, соревнований. Формы проведения занятий: акции, беседы, встречи с интересными людьми, выставки, творческая мастерская, творческие встречи, викторины, диспут, дискуссия, обсуждение, практические занятия, митинги, театрализованные постановки, экскурсии, субботники на братских захоронениях, уроки мужества.
В 2019-2020 учебном году на занятиях кружка расширяли знания детей о родном селе, роде, людях живущих и работающих в нём. Воспитывались в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному селу, к родному дому в котором он живет. Воспитывалась любовь и уважение к своему селу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
«Наша Родина – Россия». Формировалось чувство сопричастности к истории страны. Проведено практическое занятие – интерактивное путешествие по городам России.
«Лысогорка – как всё начиналось?» Искали информацию в сети интернет, в сельской библиотеке, распределяли обязанности по выполнению работы.
История символов государственной власти.
Знакомились с символами государственной власти на Руси в разные периоды.
История символов власти современной России.
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации герба, Гимна, Флага.
Изучение страниц истории. На занятии просмотрен учебный фильм: полководцы ВОВ. Говорили о роле полководцев.
Изготовление альбома. На основе собранных фотографий и биографий воинов-интернационалистов создание тематического альбома. К празднику «День пограничника» собрана информация о пограничнике, участнике ВОВ М.С. Усатенко.
В условиях самоизоляции ребята изготавливали поделки для ветеранов, участвовали в акциях «Читаем стихи о войне», «Мы все равно скажем спасибо», «Бессмертный полк».