Задачи, стоящие сегодня перед сферой образования, повышают и ответственность нас, родителей, за результативность учебно-воспитательного процесса в школе, так как мы непосредственно заинтересованы в повышении качества обучения и развития наших детей.
Отрадно то, что сегодня система школьного управления стала понятной и открытой для родителей. Важную роль в этом играет общешкольный родительский комитет.
Я являюсь председателем общешкольного родительского комитета и на своём опыте убедилась, что сегодня родителям предоставляется право участвовать в управлении школой и тем самым влиять на результативность принимаемых мер по повышению качества образовательного процесса.
На заседаниях мы рассматриваем вопросы, которые помогают нам быть не только в центре всей жизни школы, но и оказывать непосредственное влияние на усиление контролирующей роли в её управлении.
Вот некоторые из них:
- в течение года заслушиваем отчёты администрации школы об итогах успеваемости детей, о результатах независимой оценки качества образования, о расходовании финансовых средств;
-рассматриваем и утверждаем перечень учебников на новый учебный год, публичный доклад школы, положения;
- в конце учебного года согласовываем часы школьного компонента учебного плана.
Ни для кого не секрет, что привлечь родителей в школу возможно, информируя их обо всем, что происходит в школе. Этому способствует функционирование школьного сайта, публичный доклад школы, который ежегодно доводится до нас. Но самое главное – решения общешкольного родительского комитета доводятся до сведения родителей через председателей родительских комитетов.
Тем самым в курсе происходящих событий в школе становятся всё большее количество родителей.
Общешкольный родительский комитет выполняя наряду с преподавательским коллективом и администрацией функции управления, планирования, организации, исполнения, диагностики и контроля, перспективного проектирования и мониторинга учебно-воспитательного процесса играет огромную роль в системном подходе к повышению качества знаний учащихся.
Второй год родители нашей школы, в том числе и я, были общественными наблюдателями при проведении государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Это, конечно, большая ответственность и почётная обязанность. Но именно это позволило нам лучше узнать процедуру проведения государственного экзамена. А затем в доступной форме информировать родителей. Именно это можно считать как одной из форм повышения качества образования в целом, так и родителей.
Вопросы сотрудничества школы и семьи всегда были в центре внимания. Как я уже сказала - задача родительского комитета состоит в привлечении к управлению образовательным процессом широкой аудитории родителей. Ведь участие нас, родителей, в жизни школы мотивирует и наших детей к учебе и творчеству. Ребенок, видя положительное отношение родителей, и сам проникается ответственностью за свои поступки, становится ближе и к нам, и к школе.
Хочется выделить основные направления и формы работы родительского комитета, успешно зарекомендовавшие себя при решении одной из основных задач школьного образования – повышение качества учебных достижений.
1) Учебная работа: участие в планировании и разработке учебных проектов, спецкурсов.
2) Профориентационная работа: родители – высококлассные специалисты, рассказывают учащимся о своей профессии; по возможности, организуют экскурсии на свои рабочие места, способствуя, таким образом, осознанному выбору обучающимися профиля обучения.
3) Просветительская работа: родительский лекторий – педагоги, психологи, врачи проводят беседы с родителями и детьми по многим вопросам как школьной, так и внешкольной жизни, например о рациональном распределении времени при организации самостоятельной познавательной деятельности, о здоровом образе жизни, об основах психологического общения, о правильном питании и т.д.
4) Спортивно-оздоровительная работа: родители, совместно с администрацией, определяют виды и направления спортивных кружков и секций; участвуют в классных и школьных спортивных соревнованиях в 1-4 классах качестве участников и судей.
5) Внеклассная работа: организация и участие в различных мероприятиях: День знаний, Последний звонок, «Масленица», Новый год, 8-е Марта и многих других.
6) Военно-патриотическое воспитание: День защитника Отечества, День Победы и многие другие памятные даты целиком и полностью проводятся с участием родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Но в настоящее время существенно разнообразнее стали формы проведения родительских собраний (круглый стол, конференция, тематические дискуссии). Проводятся тематические родительские лектории, конференции по обмену опытом в воспитании детей. Для индивидуальной работы с родителями используются беседы. Ведется работа по психолого-педагогическому просвещению родителей: встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями, вечера вопросов и ответов, обзоры и выставки литературы. Организован клуб «Калейдоскоп профессий», где наши родители имеют возможность больше рассказать о профессиях, которые интересуют наших детей. Мы становимся помощниками в подготовке и проведении классных мероприятий, оформлении кабинетов, готовим вместе с детьми концерты праздники, участвуем в походах и экскурсиях. Ни одно большое мероприятие в нашей школе не обходится без участия родителей.
Плодотворное сотрудничество родителей и школы состоится только в том случае, если мы будем ясно видеть цели, которые ставит школа в формировании личности ребенка и будущего выпускника, понимать, что может сделать школа с помощью родителей. Родители должны знать, что без них сегодня не справиться.
Большинство родителей уже осознали необходимость тесного сотрудничества со школой. Родители “пошли” в школу, это уже отрадно, но проблем по-прежнему остается много, и их необходимо решать.
Безусловно, роль родителей в учебно-воспитательном процессе велика. Родители формируют социальный заказ, помогают школе его выполнять и благодаря упорной и умелой совместной работе педагогов и родителей делается очень многое.
Повышение качества образования - это задача не одного года, поэтому важно понимать, что сегодня школа как никогда нуждается в родителях, а мы нуждаемся в ней и надеемся на тесное и плодотворное сотрудничество.
Председатель общешкольного родительского комитета Ирина Сергеевна Круглик