Главное меню

Навигация

Родительское собрание Профилактика жестокого обращения с детьми

Воспитание  ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей физических и духовных сил, материальных средств и терпения.

Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение.

"Проблемные" взрослые - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия  является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или сверстников, которыепривели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

Допустимо ли жестокое обращение в отношении детей в нашей стране? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях?

Основным документом, регламентирующим данный вопрос, является Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

Выделяют несколько видов жестокого обращения с детьми:

1.Физическое насилие

2.Психологическое, или эмоциональное насилие

3.Сексуальное насилие

4.Пренебрежение нуждами ребенка

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушает его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, а также попытки удушения или утопления.

Психологическое (эмоциональное) насилие - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителя, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

 К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослым), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

    То есть, это периодическое, длительное или постоянное психическое

воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия

или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. К сексуальному развращению относится также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

 Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

        К сожалению, в некоторых семьях физически наказывают детей и понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.

В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми.

Еще одна треть родителей обычно не проявляют жестокости к своим детям.

Однако они могут так поступать, находясь в состоянии стресса. Такие родители просто никогда не учились тому, как любить детей, общаться с ними и воспитывать их.

Последствия жестокого обращения с детьми в семье:

  • уход в религиозные секты;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия.
  • суицидальное поведение

Что же такое суицид – геройство или слабость?! Сегодня мы попытаемся разобраться в этом.

Мы выбираем жизнь, они - смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь - шаг. Они не были рождены самоубийцами,  но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.

Суицид (лат. «себя убивать) – это умышленное лишение себя жизни. Другими словами – самоубийство, добровольное или вынужденное, которое наказуемо согласно УК РФ по статье «Доведение до самоубийства».

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного поведения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству ситуации, является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

Печальная статистика!!!

  • По количеству самоубийств   Россия занимает в мире -   2 место.
  •  По количеству самоубийств  среди детей и подростков – 1 место.  
  • Ежегодно  более  1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними.
  • На 100 тыс. детского населения - 19,8 случаев суицидов.
  • В последние годы частота самоубийств среди 10-14-летних детей - от 3 до 4 случаев на 100 тысяч.
  • Средиподростков 15-19 лет - 19-20 случаев.
  • Это превышает  средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза

Самыми  суицидально  опасными  являются  три  возраста:

  • юношеский  14-24 лет;
  •  средний  45-50 лет;
  •  старческий после 70лет

По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае).По возрасту пик суицидов приходится на 15-16 лет и практически не встречается у детей до 10 лет. По половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики (в 4 раза чаще). 92% детей и подростков, совершивших суицид, не попадали в поле зрения психиатра.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали, таким образом, против бездушия, безразличия и жестокости взрослых.

Суицидальное поведение у детей и подростков отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых.

Мотивы:

1.Переживание обиды,одиночества, отчужденности и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей.

3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания.

7. Любовные неудачи, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста.

9. Желание привлечь к себе внимание.

10. Чувство безнадежности.

11. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые.

12. Желание наказать обидчика.

13. Депрессивные состояния.

Признаки суицида делятся на 3 группы:

1. Словесные признаки:

 - прямо говорить о смерти( я не могу так дальше жить);                              

- косвенно намекать о своих намерениях (я больше не буду для вас проблемой);

- много шутить на тему самоубийства;

-проявлять нездоровую заинтересованность вопросами о смерти.

2. Поведенческие признаки:

- раздавать другим вещи, имеющие большую личностную значимость;

- Окончательно приводить в порядок дела;

- мириться с давними врагами;

- демонстрировать радикальные перемены в поведении (еда,сон, внешний вид, привычки);

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

3. Ситуационные признаки:

Человек может решиться на самоубийство, если:

-  социально изолирован;

-живет в нестабильном окружении;

- ощущает себя жертвой насилия – физического.сексуального или эмоционального;

- предпринимал раньше попытки суицида;

- перенес тяжелую потерю – смерть кого-то из близких, развод родителей;

- слишком критически настроен по отношению к себе.

Виды суицида:

1. Истинный.

2. Демонстративный суицид (попугать).

3. Скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение – занятия экстремальным спортом, рисковая езда на автомобиле, алкогольная или наркотическая зависимость).

Рекомендации для взрослых:

1. Будьте внимательны к симптомам депрессии и стресса у подростка.

2. Не считайте, что человек не  способен  решиться на самоубийство.

3. Установите заботливые отношения. (не морализируйте, предложите подростку поговорить)

4. Будьте внимательным слушателем (больше должен говорить подросток).

5. Не предлагайте неоправданных утешений (у многих такие проблемы).

6. Предложите конструктивные подходы (найти, что позитивно значимо для человека, и способы решения проблемы).

7. Установите заботливые отношения как на вербальном , так и не вербальном уровне).

8. Не спорьте с собеседником.

9. Вселяйте надежду (смысл жизни не исчезает, даже если твое состояние приносит нетерпимую боль).

10. Оцените степень риска самоубийства.

11. Не оставляйте человека одного.

12. Обратитесь за помощью к специалистам (психологам. Священникам. Психиатрам).

Суицид – геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв?

Есть, скажите у кого-то храбрость вскрыть его причинности нарыв?

Можно долго рассуждать о многом, осуждать, оправдывать корить,

Но не высказать высоким слогом, что порвало тоненькую нить?

Мы все умрем, людей бессмертных нет.

И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след,

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Им не исчезнуть начисто, дотла.

Спешите ж делать добрые дела!!!

Профилактика жестокого обращения с детьми (pptx, 1.7 MБ)

Контактная информация

  Адрес: 346959 Ростовская область, Куйбышевский район, с.Лысогорка, ул.Кушнарёва 9

   Телефон: 8 (863 48) 36-3-23

   E-mail: l_school_7@mail.ru

МБОУ Лысогорская СОШ © 2016-2024

Сделано с ❤ в ООО "Проводник"

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту