Цель занятия: формирование гражданско-патриотических ценностей через знакомство с примерами стойкости и героизма жителей блокадного Ленинграда, воспитание уважения к героическим страницам истории России и исторической памяти о подвигах наших предков.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа с использованием мультимедийных материалов (видеоролик), анализ текстовой и визуальной информации.
Структура занятия.
Часть 1. Мотивационная.
Беседа о памятном дне. В чем заключался героизм во время Великой Отечественной войны. Что такое «подвиг во имя жизни»?
Часть 2. Основная.
Просмотр видеоролика. Групповая работа во время просмотра. Беседа по изученному материалу.
Часть 3. Заключение.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме. В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда. Окруженный город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества, порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней. Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады).
Окончательно блокада была снята еще через год – 27 января 1944-го. А что вы слышали о блокаде Ленинграда?
Ответы обучающихся.
Учитель. Давайте посмотрим видеоролик о событиях тех дней.
Часть 1.
Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград и сегодня вновь Санкт- Петербург. История нашей страны неразрывно связана с этим городом, который основал Петр Великий в 1703 году.
Это город, который на себе испытал многие беды и страдания, выпавшие на долю России в годы Великой Отечественной войны.
Фашисты мечтали стереть Ленинград и его жителей с лица земли. Но, окружив, не смогли взять его. Тогда они пошли на бесчеловечный поступок – закрыли городу связь с остальным миром, надеясь, что ленинградцы погибнут от голода и постоянных обстрелов. Так началась блокада, которая длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
Связь с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, где зимой была проложена легендарная Дорога жизни. Но
и её фашисты постоянно бомбили.
Об ужасах блокады рассказала одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева. Она, погибая от голода, писала в своем дневнике – страницу за страницей – о том, как у нее на глазах умирали близкие.
Через много лет детям блокадного Ленинграда поставят памятник –
«Цветок жизни». На его лепестках напишут: «Пусть всегда будет солнце!», а рядом будут лежать каменные страницы дневника той самой ленинградской девочки
Вопросы для обсуждения
- Как вы думаете, почему ледовая трасса в город, который был обречен фашистами на уничтожение, названа Дорога жизни?
- Почему памятник детям блокадного Ленинграда называется «Цветок жизни»?
Ответы обучающихся.
Учитель подводит во время беседы к мысли, что именно вера в будущее, вера в победу, в то, что город выстоит, говорит о том, что жизнь нельзя победить.
Часть 2.
Ленинград не сдавался. На его защиту поднялись все жители, и вскоре город превратился в настоящую крепость. Он выстоял благодаря мужеству ленинградцев. Все: взрослые и дети внесли невероятный вклад в борьбу с врагом, совершили подвиг во имя жизни.
Каждый ленинградец, как мог, спасал свой родной город. Так, во Всесоюзном институте растениеводства сохранили тонны бесценных семян. И это в то время, когда сотрудники института, как и другие ленинградцы, получали всего по 125 граммов хлеба в день. Но они не тронули свои сокровища. Это – подвиг. После войны, благодаря спасённым семенам селекционеры, вывели новые сорта пшеницы, ячменя, риса, овощей.
Всю блокаду неустанно работал Театр музыкальной комедии. Члены труппы не только ставили и играли спектакли, но и несли дежурства на крышах и пожарных постах, помогали разбирать завалы после авианалётов и обстрелов. Зимой температура в зрительном зале и на сцене могла достигать -8С. Девять–десять раз за вечер спектакль мог прерываться во время бомбёжек: труппы и зрители спускались в бомбоубежище, чтобы позже вернуться и продолжить спектакль! Все знали: если спектакль заявлен
— значит, он состоится. Театр стал одним из символов мужества и несгибаемого духа города-героя.
Не прекращались в осажденном городе и футбольные матчи. Игры проводились регулярно, хотя и нечасто. Самый известный «Матч Жизни» состоялся 31 мая 1942 г. На футбольном поле встретились ленинградское
«Динамо» и команда Ленинградского металлургического завода. За «Динамо» играли профессиональные спортсмены, за команду ЛМЗ — рабочие завода и несколько футболистов довоенного «Зенита». Матчи, как и театр, давали людям надежду, показывали, что дух ленинградцев не сломлен, а город продолжает не только сражаться, но и жить.
Вопросы для обсуждения
- В чем заключалась ценность подвига сотрудников института растениеводства?
- Казалось бы, музыкальные спектакли или футбольные матчи трудно назвать подвигом. Почему мы можем говорить, что для блокадного города это было важно?
Ответы обучающихся.
Учитель (в дополнение к ответам детей).
В интервью один из хранителей коллекции семян сказал: «А не съесть коллекцию — трудно не было. Нисколько! Потому что съесть ее было невозможно. Дело своей жизни, дело жизни своих товарищей…».
Спектакли, концерты, футбольные матчи говорили о том, что жизнь, несмотря ни на что, продолжается
Часть 3.
После войны среди немецких документов были обнаружены карты Ленинграда, на которых отмечены родильные дома, школы, ясли. Учреждения, где спасали детей, были для нацистов «объектом для специального уничтожения». А для врачей блокадного Ленинграда забота о жизни и здоровье матери и ребенка была одной из главных задач. Они и лечили, и кормили, и делали необходимые операции при свечах, и ходили за водой… Ежедневно, ценой собственной жизни, спасали жизни других.
Колоссальный подвиг совершали и учителя, и школьники осажденного города. На улицах рвались снаряды, а в школах продолжались уроки. Одна из самых известных педагогов блокадного Ленинграда, Ксения Владимировна Ползикова-Рубец, открывала новый учебный 1941 год словами: «Мы начинаем
занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу». После войны Ксения Владимировна написала книгу о школьниках блокадного города «Они учились в Ленинграде».
Вопросы для обсуждения
- Почему не отменялись школьные уроки в такое тяжелое время?
- Почему тот факт, что учителя и школьники продолжали заниматься, называют подвигом?
Ответы обучающихся.
Учитель (резюмируя ответы детей).
Дети – это главное богатство страны, это её будущее. И в любое время забота о будущих поколениях – самое важное для нашей страны.
Часть 4
Звук метронома – символ героической стойкости жителей Ленинграда. У трансляции метронома было важное значение: его передавали не только, чтобы проверить связь, но, прежде всего, чтобы предупредить ленинградцев об обстрелах и авианалетах. Когда метроном звучал 150 ударов в минуту – это значило, что пора быстро спускаться в бомбоубежище,
летят вражеские бомбардировщики.
Благодаря мужеству ленинградцев и поддержке всей страны город выстоял. Всем погибшим в годы блокады посвящены печальные и торжественные слова Ольги Берггольц на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыто». В честь освобождения Ленинграда от блокады 27 января учреждён День Воинской славы.
Вопросы для обсуждения.
- Почему в самом конце Великой Отечественной войны Ленинграду было присвоено звание города-героя? У врага просто не хватило оружия для взятия города или город был так хорошо защищен войсками, которые отбивали врага? А может быть, сила Ленинграда была в чем-то другом?
- Как вы понимаете выражение «подвиг во имя жизни»? В чём может заключаться такой подвиг?
- Какие символы героической стойкости жителей Ленинграда вы можете
назвать? (метроном, памятник «Цветок жизни», Дорога жизни, 125 граммов хлеба…).
Ответы обучающихся.
Учитель. В ролике упоминалось о том, что сотрудники Института растениеводства, как и другие ленинградцы, получали ежедневную норму хлеба – 125 граммов. Действительно, в самое тяжелое время, в конце 1941 года, столько хлеба выдавали людям по карточкам. Тем, кто работал на заводах, побольше, а служащим, детям, старикам – именно 125 граммов в день. Других продуктов почти не было, пока не открыли Дорогу жизни.
- Кто из вас держал в руках или видел этот «ленинградский ломтик хлеба»?
- Представьте себе эту норму – легко ли так прожить несколько месяцев, при условии, что никакой другой еды не было?
Ответы обучающихся.
Учитель. Я хочу вам показать небольшой ролик про этот хлеб. Почему он был таким маленьким? Ответ на этот вопрос мы найдем в видеофильме.
Блокадный хлеб – особый продукт. Это знак памяти и символ жизни.
Это хлеб, который пекли по специально разработанному рецепту и выдавали по хлебным карточкам во время блокады Ленинграда.
Летом 1941 года норма для ленинградцев составляла 800 г хлеба на человека в день. Но с ноября по декабрь 41 года действовали минимальные нормы – 125 г хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 250 г для рабочих.
Кусок весом 125 г и считается самым показательным примером блокадного хлеба. Из-за состава он был тяжелым, плотным и очень маленьким.
Зачастую больше ничего, кроме блокадного хлеба, у людей не было. Чтобы поддерживать силы, люди пили горячую воду – если удавалось найти дрова и принести эту воду из проруби на Неве.
При этом блокадники отправляли на фронт солдатам настоящий ржаной хлеб и печенья.
Учитель. Трудно понять, как люди могли жить в таких условиях,
особенно тяжелыми были зимы 1941–1943 годов.
- Что вы чувствуете, глядя на такой кусочек хлеба?
- Как блокадному Ленинграду удавалось печь настоящий хлеб и печенья для фронта?
Ответы обучающихся.
При обсуждении учитель подводит обучающихся к мысли, что настоящий подвиг ленинградцы совершали потому, что продолжали жить, продолжали работать, отдавая все силы для фронта, для победы наших солдат над фашистской армией. Люди отказывали себе в последнем – в еде, чтобы защитники города на передовой получали самое ценное – хлеб.
Учитель. После прорыва блокады жизнь города постепенно налаживалась: появлялись продукты, постепенно уменьшались обстрелы. Это событие стало одним из важнейших, связанных с переломом в Великой Отечественной войне. Но вклад в общую победу вносил весь народ нашей страны.
Подвиги во время Великой Отечественной войны были разными. Труженики тыла работали по 12–14 часов на заводах под девизом «Все для фронта, все для Победы». Были и те, кто не сдавался даже в занятых фашистами городах. Так появились подпольные организации, одна из них – в городе Краснодоне, это были совсем молодые ребята из «Молодой гвардии».
Кто из вас слышал, знает их историю?
Ответы обучающихся.
Учитель предлагает посмотреть видеоролик про «Молодую гвардию»
Демонстрация видеоролика
В годы Великой Отечественной войны советский народ сплотился, чтобы защитить Родину. Армии помогали все: взрослые и дети. Особенное место занимает история подпольной молодежной организации «Молодая гвардия».
В июле 1942 года – сразу после начала оккупации Ворошиловградской области (сегодня это – территория Луганской Народной Республики) – юные подпольщики создали несколько групп в районе шахтерского города Краснодон. В сентябре этого же года все группы объединили в одну организацию, которую и назвали «Молодая гвардия».
В ее состав входили девушки и юноши, которые недавно закончили школу, мечтали о светлом будущем, но война внесла свои коррективы и отняла у них
возможность нормально учиться и работать.
Подростки взяли в руки оружие и смело пошли мстить: они устраивали диверсии, нанося серьезный урон деятельности фашистов.
Так, например, трое подпольщиков сожгли краснодонскую биржу труда, где хранились 2,5 тысячи дел людей, которых собирались отправить работать в Германию. В итоге отправка не состоялась. Молодогвардейцы освободили 75 пленных красноармейцев из концлагеря на хуторе Волчанский и отбили у немцев 500 голов скота, который те отобрали у мирных жителей. Ребята делали всё, чтобы помочь согражданам и спасти свою родину. Их было немного – всего 71 человек, причем самому юному члену молодежного подполья было 14 лет…
Вот, что вспоминала учитель молодогвардейцев Вера Харитоновна Зимина об их стремлениях перед лицом фашистских оккупантов:
«Краснодонцы услышали грохот пушек, взрывы снарядов, трескотню пулемётов. В Краснодон ворвались хищные немецкие звери. Неугасимым огнём ненависти запылали сердца комсомольцев. Была организована подпольная организация «Молодая гвардия». Как-то Уля Громова (юная партизанка, член
«Молодой гвардии») сказала: „Пусть фашист хоть трижды меня убьёт, но я не лягу в землю, пока немец на моей родной земле. Я встану во весь рост и буду ожесточенно вести борьбу с подлым хищным врагом“».
«Молодую гвардию» люто возненавидели немцы. И к марту 1943 года они замучили и казнили многих подпольщиков. Но память об их великом подвиге навечно в наших сердцах.
Учитель. Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы.
- Почему мы называем подвигом, казалось бы, обычную жизнь ленинградцев?
- «Молодая гвардия» просуществовала несколько месяцев. Как вы думаете, почему мы считали бы подвигом жизнь молодогвардейцев, даже если бы они успели совершить всего лишь один свой поступок, например, разбросать листовки против фашистов или поднять красное знамя, не говоря уже об освобождении пленных красноармейцев?
Ответы обучающихся.
При обсуждении вопросов учителю важно обратить внимание школьников на то, что понятие подвига или героизма зачастую связано с тем,
в каких обстоятельствах действуют люди, и для кого, и ради кого они действуют. Хорошо, если учитель напомнит ребятам про обсуждение, о том, что такое подвиг и героический поступок, которое проводилось в День Героев Отечества.
Часть 3. Заключение. Итоговая рефлексия.
Учитель. Память о героическом прошлом очень важна для каждого из нас. Забыть о блокадном хлебе или о Дороге жизни – значит забыть о тех, благодаря кому мы живём в свободной и великой стране. Как вы думаете, какие дела, какие поступки могут помочь нам сохранить эту память?
Ответы обучающихся.
В завершение занятия учитель знакомит обучающихся с рядом проектов, направленных на сохранение памяти о Великой Отечественной войне (см. дополнительные материалы):
- Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» учреждён Министерством просвещения Российской Федерации и направлен на сохранение памяти о Великой Отечественной войне. Сочинение может быть написано в разных жанрах – рассказ, притча, письмо, сказка, дневник, очерк, репортаж, интервью, эссе, заочная экскурсия, рецензия, путевые заметки. Попробуйте свои силы!
Подробнее о конкурсе: https://ec.memory45.su