В современном образовании информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы являются неотъемлемой частью учебного процесса, средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать работу, увеличивают её темп. И без них, конечно, не обойтись. Относительная новинка информационных технологий – искусственный интеллект.
Данная тема мне заинтересовала, поэтому решила, что будет полезным пройти курс повышения квалификации для учителей «Искусственный интеллект: старт в будущее», которое предложило наше Министерства просвещения РФ в рамках Федерального проекта. Следует ли включить искусственный интеллект в школьные уроки? После завершения курса могу сказать, что да. Всё-таки прогресс невозможно остановить, поэтому нужно подумать, как искусственный интеллект может помочь в нашей работе.
Стоит понимать, что мудрое слово учителя, живое общение с ним ничто не заменит, но, соединив его, например, с использованием нейросети, мы, возможно, сможем что-то изменить в отношении детей к учебе, в их мотивации, и это даст нам только плюсы.
Какие нейросети и для чего можно использовать в работе учителя русского языка и литературы? На уроках русского языка интересно выстраиваются задания по работе с фразеологизмами и крылатыми выражениями при помощи нейросети Kandinsky. Но в данной программе есть недостатки. Детализация текстового запроса.
Чтобы он был качественно интерпретирован, потребуется подробно прописать каждый образ/объект из произведения, но это уже вторичный текст, созданный интерпретатором. Неудачный опыт можно применить как «образовательный потенциал», показывая, как важно иметь представление об объекте (предмете, образе) и его визуальной составляющей, а это целое направление работы на уроках литературы, на практических заданиях по изучению устаревшей лексики или фразеологизмов на уроках русского языка. Сама модель Kandinsky 2.1 позволяет выбрать масштаб изображения и его стиль от цифровой живописи до имитации «кисти» известных художников. В любом случае в качестве мотивирующего элемента урока подобная нейросеть заслуживает внимание.
Сайт https://www.cutout.prо оживляет портреты и фото знаменитых писателей и поэтов.
Для меня и многих моих коллег нейросеть – это огромные возможности при создании иллюстративного материала, визуализации изображений по текстовому запросу. Можно создать портрет писателя, героя, сгенерировать иллюстрацию к тексту, к пословице или фразеологизму. Например:
Подводя итог, хочется сказать, что применение искусственного интеллекта на уроках литературы и русского языка возможно, это повышает учебную мотивацию, интерес к предмету, интенсивность обучения, развивает критическое мышление, способствует раскрытию творческого потенциала учителей и школьников. Нейросеть экономит время, привлекает своей относительной новизной, нестандартной подачей материала. Но нужно помнить, что нейросеть – это только инструмент, расширяющий возможности человека, а не заменяющий его творческий и интеллектуальный потенциал.
Презентация Применение ИИ на уроках русского языка и литературы (pptx, 8 MБ)